Подумайте, обсудите, сделайте.

                                                 Томас Гоббс (1588-1679)

Томас Гоббс — английский философ-материалист, один из основателей теории общественного договора и теории государственного суверенитета. Известен идеями, получившими распространение в таких дисциплинах, как этика, теология, физика, геометрия и история. 
Родился 5 апреля 1588 году в английском городке Малмсбери (графство Глостершир).

Гоббс был воспитан дядей, обладавшим значительным состоянием и получил достойное образование. К четырнадцати годам он свободно владел латинским и греческим языками и был отдан в Модлин-Холл, один из колледжей Оксфордского университета, где спустя пять лет получил степень бакалавра. В 1608 г. Гоббс получил место воспитателя в семье Уильяма Кавендиша, графа Девонширского. Это было несомненной удачей, так как в его распоряжении находилась первоклассная библиотека.

Философия

Философия, согласно Гоббсу, "врождена каждому человеку, ибо каждый в известной мере рассуждает о каких-нибудь вещах". Но лишь немногие отваживаются обратиться к философии новой, оставившей позади прежние предрассудки. Вот этим-то людям Гоббс и хотел придти на помощь. Философия, — по определению Гоббса, — "есть познание, достигаемое посредством правильного рассуждения и объясняющее действия, или явления из известных нам причин, или производящих оснований, и наоборот, возможные производящие основания — из известных нам действий".

                                    Теория происхождения государства Гоббса

Как и все материалисты, он исходит в ней из того, что человек по природе зол и алчен. На человеческую личность и нельзя смотреть иначе, если отрицать наличие в её душе идеальных начал и объяснять в ней все лишь материальными побуждениями. Гоббс считает, что в первоначальном, естественном состоянии (до возникновения государства) люди были равны между собой. Но в силу их алчной природы и стремления каждого властвовать над своим ближним из этого равенства могла возникнуть только война всех против всех . Чтобы избавиться из страха и опасности, связанных с этой всеобщей войной, необходимо было создать государство. Для этого каждый индивид должен был отказаться от своей свободы и неограниченного права на все, передав его одному или нескольким лицам. В этом акте отказа и состоит суть происхождения государства.
Государство должно стать неограниченным, и подданные должны повиноваться ему. Из трёх видов государственного устройства – демократии, аристократии и монархии – только монархия достигает главной цели, ради которой произошло государство – безопасности граждан.
                                                      Договорная теория
Авторы: Г.Гроций, Т.Гоббс, Д.Локк, Ж.-Ж.Руссо, П.Гольбах, А.Н.Радищев
Суть теории: Государство возникло в результате общественного договора, в соответствии с которым люди, находившиеся до этого в первобытном состоянии, отказались от части своих прав и свобод в обмен на гарантии личной безопасности.
Минусы теории: Различные группы людей со специфическими интересами не могли договориться в условиях отсутствия государственно-властных структур.
                                                               Деятельность
Гоббс начал свою деятельность с защиты прав королевской власти против мятежных подданных, тем не менее английские роялисты не пользовались его аргументами, и причин на то было две: 
  • во-первых, этот философ в своём политическом учении отрешился от каких бы то ни было теологических соображений и даже напал на стремление к самостоятельности со стороны какой бы то ни было церковной власти, 
  • а во-вторых, – и это самое главное, – взгляды, выраженные им в «Левиафане», были как бы своего рода оправданием возникавшей в Англии диктатуры Кромвеля.  

                                                         Политические взгляды
На политическом учении Гоббса отразились две стороны тогдашнего исторического момента: 
  • во-первых, на ней сказалось начало нового освобождения политической мысли от теологической опеки, после того, как гуманистическое движение было оттеснено реформационным, 
  • а во-вторых, Гоббс явился теоретиком того государственного начала, которое утверждало тогда свое господство в общественной жизни.         
Гоббс был сторонником идеи государственного абсолютизма, но относился совершенно равнодушно к принципу божественного происхождения королевской власти, защищая ее теми же аргументами, какими можно было защищать, например, и республиканскую диктатуру, и всякое иное фактическое правительство.

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения